Единоборства.
 
 
 
МЕНЮ
  Щтык
  Шест
  Трость
  Шпага
  Нож
 
ПОИСК
 
 
 

ПАЛОЧНЫЙ БОЙ: ШЕСТ

Китайская традиция справедливо считает палку «матерью всякого оружия». Первобытные люди с помощью палки били рыбу, охотились на зверей и птиц, сражались друг с другом. В течение десятков тысяч лет на основе обычной палки одна за другой создавались ее специализированные разновидности. Так, от длинной палки — шеста — произошли копья, дротики, пики, алебарды, гвизармы, глефы, трезубцы и другое древковое оружие. Короткая палка — трость дала начало палицам, бумерангам, серпам, кинжалам, мечам, топорам и прочим колюще-режуще-дробящим «инструментам». Но несмотря на подобное изобилие, обычная прямая палка тоже до сих пор применяется в качестве средства защиты и нападения.

На то есть две причины. Во-первых, «настоящее» оружие во все времена стоило дорого, а его изготовление требовало квалифицированных специалистов, качественного металла и соответствующего оборудования. Кроме того, в большинстве случаев простым людям вообще запрещалось (и запрещается по сей день) иметь оружие армейских образцов. А вот сделать себе увесистую дубинку или крепкий шест может любой человек. Иными словами, первая причина сохранения палка как оружия заключается в ее доступности, дешевизне и простоте.

Во-вторых, несмотря на свою простоту, палка в умелых руках оружие поистине универсальное и весьма эффективное. Вспомним знаменитого японского фехтовальщика первой половины XVI века Миямото Мусаси. Этот мастер считал, что стальной клинок уместен только на полях сражений.

Поэтому дуэльные поединки он проводил, как правило, деревянным мечом (т.е. палкой), но несмотря на это всегда побеждал. На его счету около пятидесяти противников-дуэлянтов, убитых деревянным мечом, а то и простым веслом. Современник Миямото, мастер Мусо Гонноскэ, основал школу фехтования дубинкой. Он тоже не знал поражений в схватках с любым противником, независимо от того, чем тот был вооружен.

Мощные школы палочного боя известны в Индии, Китае, Японии, Корее, Таиланде, Вьетнаме, Филиппинах и других азиатских странах. На Западе шест, дубинка и трость пользовались в прошлом не меньшей популярностью, чем на Востоке. Вспомним монаха Тука и других сподвижников легендарного Робина Гуда, лихо орудовавших дубинками. Вспомним знаменитого новгородца Ваську Буслаева, героя битвы на Неве со шведами в 1240 году. Его излюбленным оружием была оглобля. Вспомним, наконец, и то, что в XVIIIXIX столетиях (и даже в первой четверти XX века) трость являлась обязательным атрибутом светского мужчины, причем атрибутом отнюдь не декоративным. Благородных господ

специально учили прменять трость вместо шпаги.

* * *

Главные различия в технике боя шестом и тростью связаны со способом хвата. Шест всегда держат двумя руками, трость, как правило, одной рукой. Основное положение тела для работы шестом, это стойка с выставленной вперед ногой. При этом передний конец шеста обычно находится выше заднего, на уровне головы, шеи или груди противника. Левая рука (у левшей правая) значительно выдвинута вперед, она поддерживает шест. Правая рука управляет шестом.

Основные удары шестом таковы: рубящие сверху вниз по прямой линии и по диагонали; хлещущие сбоку в горизонтальной плоскости либо под небольшим углом; вспарывающие концом шеста снизу вверх; подсекающие по ногам, а также тычки или уколы по всем направлениям: вперед, назад,

вниз, вверх. Для нанесения укола шестом как правило требуется делать выпад в направлении атаки, а рубящие, хлещущиеся и подсекающие удары предполагают широкий замах, либо вращение корпуса вокруг своей оси.

Помимо ударов, техника работы шестом включает в себя всевозможные виды защит: подставки под удары противника (блоки), отбивы (парирование) и отводы. Еще одна группа приемов носит вспомогательный характер. Она служит для соединения ударов и защит в одно безостановочное слитное движение. Это различные вращения (петлей, восьмеркой, по кругу), перехваты рук, упоры в землю для прыжков, обводы.

Наиболее важные принципы работы шестом сводятся к следующим положениям:

— Атаковать и защищаться необходимо обоими концами шеста, а также его центральной частью;

— Техника должна быть разнообразной, т.е. включать в себя все виды ударов, защит, вращений, обводов, перехватов;

— Технические приемы следует выполнять без остановок и разделений, как одно длинное движение;

— Все приемы требуется выполнять очень быстро, чтобы противник не успевал закрываться или уходить от ударов, и тем более не мог захватить шест руками;

—■ Шест надо воспринимать как продолжение своих рук,

ощущать его как часть самого себя.

* * *

На последующих страницах показана типичная китайская и японская техника работы шестом. Опробуйте ее на себе и возьмите на вооружение то, что покажется вам наиболее подходящим.


БЛОК 1
 
 
 
БЛОК 2
 
 
 
Copyright © 2009-2010