Единоборства.
 
 
 
МЕНЮ
  Щтык
  Шест
  Трость
  Шпага
  Нож
 
ПОИСК
 
 
 

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В БОЮ

— шаги вперед, назад и в стороны, прыжки и повороты — совершаются определенным образом, по известным правилам, помогающим сохранить при передвижениях положение боевой стойки. Почти все передвижения состоят из двух последовательных действий, одно из которых — подготовительное, второе — основное. При обучении по разделениям они исполняются по команде «И раз»: на слове «и» исполняется подготовительное движение, на слове «раз» — основное.

Шаг вперед начинают правой ногой. Ее выносят вперед за счет разгибания колена и ставят пяткой на то место, где прежде стоял носок, причем пола касается только пятка носок поднят кверху (рис. 4). Это — подготовительное движение, исполняемое по команде «и». На вторую часть команды «раз» — носок правой ноги опускают на пол, стопу ставят в положение боевой стойки, колено снова сгибается. Одновременно левую ногу, не меняя ее положения, переставляют вперед на расстояние, необходимое для восстановления боевой стойки. По своему характеру — это резкие, четкие дви-

жения. Пространственно это передвижение небольшое. Для слитного исполнения всего действия подается команда: «Шаг вперед».

Шаг назад начинают левой ногой. Ее отодвигают назад на 15—20 сантиметров за счет разгибания колена (команда «и»). Положение левой стопы (под прямым углом к правой) при этом не меняется (рис. 5). По команде «раз» левое колено снова сгибают, а правую ногу подтягивают назад на то же расстояние — то есть в положение нормальной боевой стойки. Правое колено при переносе ноги не разгибается. Как и при шаге вперед, движения исполняются резко, четко. Команда для исполнения действия — «Шаг назад!»

Двойной шаг вперед начинают левой ногой. Передав вес тела на правую ногу, левую выносят вперед и ставят впереди правой, сохраняя прежнее развернутое положение стопы.

При этом движении правая пятка отрывается от пола (рис. 6). Оба колена согнуты; команда — «и». Затем выносят вперед правую ногу и ставят ее в положение боевой стойки — по команд,е «раз». Двойным шагом преодолевается значительное расстояние; движения носят характер более мягкий, чем при простых шагах,— это настороженное приближение. Команда для всего действия — «Двойной шаг вперед!»

Двойной шаг назад начинают правой ногой. По команде «и» правую ногу заносят назад за левую, сгибают в колене и ставят на пол не всей стопой, а носком. По команде «раз» правую ногу опускают на пол всей стопой, а левую отставляют назад за правую в положение боевой стойки. Команда для действия в целом — «Двойной шаг назад!»

Скачок назад аналогичен по технике движения двойному шагу назад, но исполняется в виде прыжка. Отталкиваются от земли левой ногой в тот момент, когда правая заносится назад за левую. Прыжку помогает резкое движение корпуса назад: оно ускоряет и увеличивает прыжок. Приземление после прыжка — в положение боевой стойки, причем правая нога касается пола несколько раньше, чем левая. Прыжок практически делается в одно движение по команде: «Скачок назад!» («и раз»). По смыслу — это стремительный уход от опасности, отступление.

Подскок вперед не типичен для боя на шпагах, но употребим в бою на саблях и в кинжальном бою. Это шаг вперед, выполненный в виде подскока. Начинают его быстрым движением правой ноги вперед одновременно отталкиваясь от пола левой. Все действие выполняется очень быстро по команде «Подскок вперед!» Приземление происходит сначала на правую ногу, потом на левую.

Шаг вправо начинают правой ногой. По команде «и» правую ногу переставляют вправо, сохраняя положение стопы. По команде «раз» левую ногу переставляют вправо на такое же расстояние и восстанавливают положение боевой стойки. Характер движений — отрывистый, четкий; колени сохраняют согнутое положение во время передвижения.

Шаг влево аналогичен шагу вправо, но начинается левой ногой, которая переставляется влево на некоторое расстояние (обычно — на 20—30 сантиметров). Затем передвигается влево правая нога, до восстановления боевой стойки.

Поворот совершают на правой ноге, левым плечом вперед. Тяжесть тела передается на правую ногу, и одновременно левую ногу отрывают от пола, а корпусом начинают движение поворота левым плечом вперед (команда «и»). По совершении поворота левую ногу опускают на пол на расстоянии от правой, нормальном для боевой стойки (команда «раз»). Колени обеих ног сохраняют согнутое положение во время всего движения. Правую руку по команде «и» сгибают в локте, устанавливая шпагу в вертикальном положении концом вверх, перед лицом бойца (положение «подвысь») (рис. 7). При завершении поворота правую руку возвращают в положение боевой стойки. Команда для исполнения действия в целом — «Повернись», или «поворот».

При перемене стойки вперед тело фехтовальщика приобретает более свободное положение, чем в классической стойке. Действие по перемене стойки совершается одним движением. Тело разворачивают левым плечом вперед, вынося вперед левую ногу. Правая стопа разворачивается носком вправо, под углом (не обязательно прямым) к левой стопе. Расстояние между стопами — примерно как в нормальной боевой стойке, колени слегка согнуты. Правую руку со шпагой опускают вниз, вдоль тела и почти выпрямляют; кисть поворачивают ладонью внутрь, в сторону тела. Шпага принимает почти горизонтальное положение с острием, направленным вперед, в сторону противника. Левую руку, сжав кулак, опускают вперед на уровень груди — так, что предплечье прикрывает грудь (рис. 8). Команда — «Стойку вперед перемени!»

Эта стойка типична для фехтования на двуручном оружии всех видов и вообще для ранних этапов развития фехтовального искусства почти до конца XVI века.

Повторная перемена стойки вперед возвращает телу положение нормальной боевой стойки: вперед выходит правая нога, носком вперед; тело разворачивается правым плечом вперед, шпага поднимается в положение «к бою», левая нога разворачивается носком влево.

Перемена стойки назад осуществляется за счет разворота правым плечом назад. Правую ногу отставляют назад за левую. Все тело принимает положение, как при перемене стойки вперед. Команда — «Стойку назад перемени!» Из стойки левым плечом вперед возвращаются в классическую, совершив повторную перемену стойки назад или перемену стойки вперед. В обоих случаях восстанавливается нормальная боевая стойка.

Выпад — движение, которым сопровождается нанесение уколов и ударов. Это — атакующее движение, движение нападения. Выпаду предшествует замах для удара или показ укола. Сам выпад исполняется по команде «Коли!» или «Руби!». Распрямляя колено левой ноги, отрывают правую стопу от пола и бросают тело вперед; правая стопа ставится на пол так, чтобы правое колено оказалось согнутым под прямым углом, а левая нога совершенно выпрямилась от бедра до пятки. При этом левая стопа неподвижна, прижата к полу всем ступней. Тело фехтовальщика несколько наклоняется вперед. Левая рука откидывается назад и распрямляется, приняв горизонтальное положение ладонью вверх. Вес тела после приземления правой ноги оказывается перенесенным в основном на правую ногу. Правая рука в этот момент наносит укол или удар.

Возвращаются из выпада в положение боевой стойки, переставив правую руку назад, на расстояние, нормальное для боевой стойки. Делают это резким движением, оттолкнувшись правой ногой от пола, а левую — сгибая в колене. Левая рука вскидывается вверх, занимая положение, присущее ей в боевой стойке. Следует учитывать, что это движение левой руки помогает фехтовальщику вернуться с выпада в боевую стойку. Возвращение с выпада в боевую стойку совершается одним движением, по команде «К бою!» или «Закройсь!».

От качества выпада зависит впечатление, которое производит в бою фехтовальщик. Резко и четко выполненный выпад, сильно сокращающий расстояние до противника, создает впечатление активности, опытности в бою, мужест-

венности. Выпад, при котором левое колено не до конца распрямлено, а правая нога лишь незначительно продвинулась вперед, создает впечатление слабости, нерешительности, неопытности бойца. Однако и слишком длинный выпад, когда правое колено оказывается согнутым под тупым углом, неудобен; с такого выпада труднее возвращаться в стойку, боец проигрывает в скорости и маневренности боя.

Сохранение дистанции в процессе боя — весьма важная задача для фехтующих. Существует разумное и справедливое правило, что за сохранение дистанции в каждый момент боя отвечает тот из бойцов, кто в этот момент отступает. Навык соблюдения верной дистанции требует довольно продолжительной тренировки — он должен войти в привычку.


БЛОК 1
 
 
 
БЛОК 2
 
 
 
Copyright © 2009-2010