Единоборства.
 
 
 
МЕНЮ
  Щтык
  Шест
  Трость
  Шпага
  Нож
 
ПОИСК
 
 
 

БОЙ НОЖОМ

ХВАТЫ, ПОЗИЦИИ, ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Нож — это боевое оружие и одновременно бытовой инструмент. Ножом широко пользовались люди в доисторические времена и в античную эпоху в средние века и в новое время. Менялся материал из которого делали ножи, менялась их форма, но неизменной оставалась суть этого режуще-колющего оружия для одной руки. В наши дни из всех видов вооружений прошедших веков один только нож прочно сохраняет свое прикладное значение.

Строго говоря, общий термин «нож» объединяет три вида коротких (до 25—30 см максимум) клинков: собственно нож, кинжал и стилет.

Исторически первым появился кинжал, т.е. короткий клинок с двусторонней заточкой. Такая заточка позволяет выполнять режущие и рубящие движения без дополнительного поворота кисти, что упрощает технику и экономит время. Кроме того, нет нужды следить за положением клинка в руке, так как лезвие у кинжала имеется с обеих сторон.

Нож представляет собой короткий клинок с односторонней или полуторасторонней заточкой (когда заточен весь клинок с одной стороны и его треть, примыкающая к острию, с другой). Полуторасторонняя заточка нужна для так называемых «вспарывающих» ударов снизу вверх. Ножи бывают как прямые (европейские), так и кривые (азиатские). В Европе наиболее популярен нож «финского» (норвежского) типа, с клинком длиной примерно 15 сантиметров.

Стилетом называют кинжал с узким трехгранным либо четырехгранным клинком, Классический стилет появился в Италии XVI в. Он легко пробивал как сочленения доспехов, так и кольчужные кольца. Стилет обычно носили в сапоге

или в рукаве, а женщины — за корсажем платья. Стилет хорош тем, что им можно производить колющие удары во всех направлениях, не выворачивая при этом кисть. Чаще всего стилетом наносят короткие точные тычки в живот, в сердце, в шею, под ребра справа или слева, сзади под левую лопатку. В мире уголовников аналогами стилета являются «заточка» (остро заточенный с одного конца металлический прут), «пика» (заточенный трехгранный напильник), вязальная спица и сапожное шило.

В бою на ножах не произошло такой унификации техники, какую можно видеть в фехтовании шпагой или штыком. Это объясняется огромным разнообразием назначения, форм и способов употребления ножа. В различных регионах складывались свои особые традиции работы ножом. Например, среди пастухов южных и центральных провинций Испании было распространено фехтование навахами — большими складными ножами с двумя изогнутыми лезвиями, выходящими из рукоятки в противоположные стороны (такие ножи пастухи применяют до сих пор для разделки туш животных), Бой навахами вели с помощью короткого плаща (капы), намотанного на левую руку для защиты ее от порезов. Но помимо боя навахами и одновременно с ним в той же Испании существовали другие системы и способы употребления ножа. В частности, получили широкое распространение андалузский, малагский и наварский стили боя кинжалом.

Независимо от стиля, действия человека с ножом подчиняются некоторым общим правилам, влияющим на тактику боя.

Первое и самое главное среди них следующее: нож эффективен только в ближнем бою, когда противники сходятся почти вплотную. Не случайно уже на древнеегипетских и месопотамских росписях и рельефах мы видим, что для нанесения решающего удара противники максимально сближались. Устремляясь навстречу друг другу, каждый из них пытался провести какой-нибудь отвлекающий прием — захват руки или шеи, подсечку, подножку или удар ногой.

Второе важное правило сводится к тому, что блоки и отбивы («парады») лезвия противника своим клинком в поединке на ножах следует исключить. Короткий клинок не позволяет безопасно отразить удар неприятеля, собственная рука почти всегда оказывается в зоне поражения. Порезы при этом неизбежны. Поэтому от ударов стараются уходить движениями корпуса (уклонами), прыжками или быстрыми шагами. Все это тоже хорошо видно на старинных фресках, рисунках, гравюрах.

Опять-таки с глубокой древности известны три основных положения ножа в руке: прямой хват (когда клинок направлен своим острием вверх от большого пальца), обратный хват (клинок направлен острием вниз от мизинца, допускается накладывание большого пальца на торец рукоятки) и диагональный (рукоятка лежит по диагонали ладони, острие клинка направлено вперед, его тело находится между большим и указательным пальцами). При диагональном хвате сила захвата сосредоточена в безымянном пальце и мизинце. Ука-

зательный, средний и большой пальцы лишь слегка придерживают оружие и направляют его в цель. У неопытных бойцов сила захвата концентрируется именно в этих трех пальцах (рис. 1).

Наибольшим уважением среди профессионалов пользуется диагональный хват. Дело в том, что именно он наиболее удобен для «расписывания» — выполнения ножом непрерывных волнообразных движений в горизонтальной плоскости. Ведь убить одним ударом можно только ничего не подозревающего человека. В фехтовальном поединке на такое нечего даже надеяться. Отсюда ставка на неглубокие множественные порезы рук, плеч, шеи, боков, живота, бедер. Расчет простой. Тот из противников, кто получит больше порезов, потеряет больше крови, раньше ослабеет, начнет чаще ошибаться и благодаря всему этому станет возможным добить его коротким сильным тычком. Диагональный хват хорош еще и тем, что он не требует отведения руки назад либо вверх на замах. Движения ножом на диагональном хвате менее различимы, парировать их, уходить от них прыжком или уклоном способен лишь опытный боец. Этим хватом удобно производить тычки вперед и сбоку, секущие удары сверху вниз, вспарывающие удары снизу вверх.

При любом хвате режущая сторона ножа может быть направлена как наружу от запястья, так и внутрь к нему. В подавляющем большинстве случаев лезвие надо направлять во внешнюю от себя сторону, «наружу». Если же сравнивать между собой преимущества и недостатки прямого и обратного хвата, то следует подчеркнуть, что обратный хват ножа лучше. Он позволяет использовать более разнообразную технику боя за счет кистевых движений. Но если в руках не нож, а кинжал (т. е. клинок с двусторонней заточкой), то прямой хват предпочтительнее.

Основное движение смены хвата с прямого на обратный, и наоборот состоит в отработанном движении пальцев и всего запястья в целом (рис. 2). Нельзя злоупотреблять им. Сначала требуется отработать его до полного совершенства, чтобы нож ни при каких обстоятельствах не мог выпасть из руки.

И только добившись надежности удержания в момент изменения хвата, можно пытаться применять такую перемену в учебном поединке.

Следует отметить, что из прямого хвата в диагональный нож переводится одним нажатием большого пальца на обушок клинка. А вот для перевода его в прямой или диагональный хват из обратного необходимо провернуть рукоятку между большим и указательным пальцами, что гораздо труднее и в горячке боя может привести к потере оружия. Прямой хват удобен для колющих ударов прямо вперед-снизу, а также для рубяще-режущих ударов сверху вниз. Обратный хват весьма эффективен для вспарывающих ударов снизу-вверх.

Настоящая дуэль на ножах в современной жизни встречается очень редко. Гораздо чаще нож внезапно выхватывают в решающую минуту, как последний аргумент своей правоты. При этом нож обычно появляется только у одного из противников. В таких ситуациях не приходится говорить об искусстве фехтования: просто один из противников старается любым способом, без соблюдения каких бы то ни было правил, всадить нож в тело врага, а тот обороняется всеми доступными ему средствами.

Еще каких-нибудь сто лет назад фехтование на ножах было высоко развито во многих странах Средиземноморья (особенно в Испании, Италии, Греции, на Корсике) и Латинской Америки (прежде всего в Мексике и Аргентине). С тех пор все изменилось. Сегодня в Европе и Америке более или менее грамотно используют нож только отдельные представители преступного мира и бойцы подразделений специального назначения. Да еще редкие фанаты-любители. В странах Востока фехтование на ножах никогда не пользовалось особой популярностью. Там считали, что мастеру ушу или дзю-дзюцу нет надобности специально отрабатывать технику работы коротким клинком, так как любое короткое оружие является лишь продолжением руки его владельца. В принципе, это верно, при условии, что оружием работает истинный мастер.

ТЕХНИКА РАБОТЫ НОЖОМ

Бой ножом начинается либо с защиты, направленной против атакующей конечности противника, либо с мгновенной атаки в жизненно важные точки его тела. Такой бой прост и сложен одновременно. Прост потому, что практически все удары и защиты ножом совпадают по своим траекториям с ударами и защитами безоружной рукой, овладеть ими не составляет большого труда. Сложен он потому, что, во-первых, нож надо чувствовать неотделимой частью руки. Во-вторых, для работы ножом в скоротечном встречном бою требуется молниеносная реакция. В-третьих, все базовые удары требуется отработать до полного автоматизма движений — ведь именно на автоматизме основано их свободное комбинирование, играющее главную роль в технике работы ножом.

Указанные моменты делают работу ножом хотя и доступной, но вместе с тем трудоемкой, в смысле траты времени на тренировки.

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРИНЦИПА РАБОТЫ НОЖОМ — это прежде всего скорость, затем точность поражения и, наконец, простота. Только соблюдение этих трех принципов позволяет

обеспечить стопроцентную эффективность в ситуации, когда малейшая ошибка ведет к гибели. Нельзя запаздывать с реагированием на внезапную атаку врага, нельзя использовать слабые или неотработанные удары, нельзя делать ставку на сложные приемы.

Поскольку нож практически всегда находится в ножнах, необходимо тщательно отрабатывать его выхватывание до уровня рефлекторного реагирования. Самодвижение выхватывания является сугубо индивидуальным, так как зависит от места расположения ножен, роста бойца, длины его рук, носимой одежды.

ВИДЫ ВЫХВАТОВ ТАКОВЫ:

— из ножен на поясе спереди (слева или справа);

— из ножен на поясе за спиной (слева или справа);

— из ножен в рукаве (на левой или на правой руке);

— из внутреннего кармана куртки или пиджака;

— из ножен за воротником одежды;

— из ножен на бедре (слева или справа);

— из ножен в сапоге.

Все виды выхватывания необходимо отрабатывать не только на месте, но и в движении, причем выхват в движении требуется в первую очередь. Это может быть шаг, уклон движением тела, прыжок, бег и даже кувырок в падении. Что касается ударов, то они должны являться как бы развитием траектории выхватывания и достигать максимально возможной скорости. То и другое обеспечивается исключительно путем длительной тренировки. При этом надо сочетать отработку ударов боевым ножом на манекенах или чучелах с отработкой ударов на партнере резиновым ножом (не деревянным). Те и другие удары следует производить предельно быстро (не забывая, разумеется, о точности). Ситуации в тренировках с партнером должны имитировать внезапный встречный бой, сначала в зале (на учебной площадке), а затем главным образом на местности.

Под простотой техники работы ножом подразумевается требование избегать замысловатых траекторий, «играть» но-

жом в пальцах, перебрасывать его из одной руки в другую, совершать движения им без намерения поразить противника (пугать). Конечно, можно и нужно свободно комбинировать атаки и защиты, тычки и рубяще-режущие движения. Но комбинирование, во-первых, строится исключительно на основе хорошо отработаных элементарных траекторий, а вовторых, в одно движение нельзя совмещать более двух, максимум трех ударов.

ТОЧКИ ПОРАЖЕНИЯ

При нападении спереди самыми эффективными приемами являются тычки (колющие удары) в горло, в живот, в сердце. Ударяя в горло чуть ниже кадыка, боец рассекает яремную вену и смерть наступает практически мгновенно. Глубокая рана в живот (лучше нанести два-три повторяющихся удара) вызывает потерю сознания от болевого шока и смерть в течение нескольких минут (если не оказать своевременной медицинской помощи). Попадание в сердце также влечет за собой мгновенную смерть, но здесь удар должен быть не только точным, но и сильным, так как область сердца защищена грудной клеткой. Иные зоны поражения при атаке тычком спереди — это левое и правое подреберье (селезенка и печень), боковая часть шеи.

Для рубяще-режущих ударов основными мишенями являются руки: запястье и локтевой сгиб. Кроме того, можно атаковать ими лицо, шею и ноги. Рубящие и режущие удары по рукам являются основой приемов защиты ножом. С их помощью, во-первых, добиваются обездвиживания конечности (и возможности держать оружие), а во-вторых, при поражении артерии тоже возможен летальный исход. Так, удар по лучезапястному суставу рассекает лучевую артерию. В результате болевого шока и быстрой потери крови через 15—20 секунд человек теряет сознание, а спустя 1 —2 минуты умирает. Аналогичный результат дает рассечение бронхиальной артерии, проходящей над внутренней частью локтя. Рубящим ударом по шее сбоку можно рассечь сонную артерию или аор-

21 Техника боевого фехтование

321

ту, что влечет смерть в течение нескольких секунд. Удар по ноге с внутренней стороны бедра лишает противника способности передвигаться, а если не обработать рану, то вполне возможна смерть от большой потери крови. Наконец, любые удары в лицо заставляют противника отшатываться назад и закрывать лицо рефлекторным движением рук. Это позволяет атаковать его в другие уязвимые зоны.


БЛОК 1
 
 
 
БЛОК 2
 
 
 
Copyright © 2009-2010