Единоборства.
 
 
 
МЕНЮ
  Щтык
  Шест
  Трость
  Шпага
  Нож
 
ПОИСК
 
 
 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ

Индивидуальный метод обучения является наиболее со-
вершенным для отработки техники приемов и воспитания бо-
евых качеств. Однако пользоваться только им одним в рабо-
те с подразделением не представляется возможным. С одной
стороны, командир не успеет в течение занятия дать инди-
видуальный урок всем бойцам, а с другой стороны, это явля-
ется нецелесообразным, так как боец не получит нужной тре-
нировки в боевом применении усвоенных приемов.

Поэтому индивидуальный метод обучения должен ис-
пользоваться параллельно с односторонним и двухсторонним
методами обучения. Но в отдельных случаях (например, в
спортивно-массовой работе, при тренировке к соревновани-
ям) индивидуальный метод обучения может явиться единст-
венным методом обучения. Однако и в этих случаях занятия
индивидуальным методом возможно проводить лишь при не-
большом числе обучаемых на каждого командира (он может
за один час дать полноценных индивидуальных уроков не
более чем четырем-пяти обучаемым).

А. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОК

Продолжительность индивидуального урока в среднем
10—15 минут. Более короткий урок не позволит достаточно
полно проработать приемы; более длительный урок (при до-
статочной его интенсивности) приведет к сильной усталости
бойца, что значительно понизит качество усвоения и выпол-
нения приемов. В отдельных случаях, как исключение, ин-
дивидуальный урок может продолжаться до 30 минут. Одна-
ко урок такой длительности можно проводить лишь с хорошо

тренированным бойцом, преимущественно в период его под-
готовки к соревнованиям, и с обязательным включением в
урок небольших перерывов.

В процессе каждого индивидуального урока командир ве-
дет работу с бойцом: 1) по технической отработке приемов и
2) по повышению тактической подготовленности бойца и
воспитанию его боевых качеств. Каждый прием должен обя-
зательно прорабатываться в этих двух направлениях. В зави-
симости от подготовленности бойца и его личных качеств,
командир делает акцент на том или ином направлении. На-
пример, один боец выполняет приемы достаточно правиль-
но, но он нерешителен в атаке, долго ориентируется в обста-
новке и т. п.; тогда командир работает преимущественно над
воспитанием боевых качеств. Другой боец решителен в сво-
их действиях, быстро реагирует на изменения обстановки, но
очень размашист и неточен в своих движениях; в этом слу-
чае командир работает преимущественно над техникой при-
емов.

Таким образом, даже при одинаковом программном со-
держании индивидуальных уроков, командир с каждым бой-
цом проводит различные уроки, отличающиеся друг от друга
характером проработки материала.

Командир, проводя индивидуальный урок с бойцом, как
правило, требует от него постоянно закрытой позиции, сам
же остается все время открытым. Если боец примет неопре-
деленное положение «к бою», командир должен послать свой
штык вперед и, угрожая бойцу уколом, наглядно показать ему
его ошибку.

Проводя обучение, командир, как правило, дает возмож-
ность бойцу наносить ему (командиру) укол в конце каждого
приема или учебной схватки, за исключением случаев немо-
го урока и вольного боя.

Дистанция при выполнении приемов на месте и с движе-
нием берется преимущественно командиром, который этим
наглядно приучает бойца к чувству дистанции.

При взятии дистанции командир должен исходить из ин-
тересов выработки длинного выпада, но не добиваться

чрезмерного его растягивания, так как последующий уход с
такого выпада чрезмерно затрудняется. При задании атако-
вать с движением вперед командир должен заранее взять тре-
буемую дистанцию, иначе у бойца не будет складываться
представление о действительной необходимости атаковать с
движением вперед.

Позволяя бойцу производить уколы, командир, особен-
но в начале обучения, полностью предоставляет бойцу всю
площадь нагрудника, для чего отводит свое оружие далеко в
сторону и правое плечо подает вперед на линию левого; в слу-
чае разбрасывания бойцом своих уколов по всей площади на-
грудника (особенно при ответных атаках) делает ему соот-
ветствующие замечания.

Атакуя бойца при обучении его выполнению отбивов, ко-
мандир в- целях экономии своих сил может заменять выпад
шагом левой ноги вперед с приставлением к ней правой ноги,
нанося при этом укол одними руками (рис. 28 и 29). Глубина
движения штыка командира вперед при показе угрозы бой-
цу должна полностью имитировать укол, но в то же время
быть такой, чтобы не поразить бойца; поэтому командир,
имитируя полноценную атаку, должен остановить свой штык
за 1—2 см от тела бойца.

В начале обучения каждое свое движение боец выполня-
ет по команде. Позднее командир постепенно уменьшает сло-
весную часть команд, переводя их на действия оружием. В
целях обеспечения быстрой работы бойца, особенно в про-
цессе длинного сочетания приемов, команды подаются наи-
более сокращенные, указывающие лишь суть дальнейших
действий. Например, боец должен выполнить: прямой укол,
вперед закройся, повторный укол с переводом, отбив впра-
во, укол одними руками; командир ограничивается коман-
дами: «прямо, перевод», «отбив», «ответ», дополняя осталь-
ное движениями своего оружия и туловища. По мере
усвоения, отработанные приемы и их сочетания выполняют
преимущественно на действия оружием. Например, на на-
жим оружия командира боец колет с переводом; командир

отбивает его атаку и имитирует ответный укол, боец отбива-
ет ответную атаку и колет одними руками. Допустим, что дан-
ные приемы и их сочетания хорошо усвоены; тогда коман-
дир производит только нажим на оружие бойца, а остальное
дополняет действиями оружия, т. е., отбив атаку бойца, стре-
мится уколоть его; боец же без специальных команд произ-
водит отбив и наносит укол.

Возвращение в положение «к бою» на первых порах обу-
чения производится только по команде, с тем чтобы коман-
дир мог исправить ошибки бойца на выпаде; позднее — надо
требовать лишь остановки на выпаде при нанесении укола
командиру; в процессе сочетания ряда приемов или боевой
схватки возвращение с выпада производится без специаль-
ных указаний.

Разучивание сочетаний приемов в боевой схватке следует
проводить в той же последовательности, что и в уроке, про-
водимом двухсторонним методом обучения, т. е. добавляя по
одному следующему движению и снова начиная каждый раз
сначала. Это позволит бойцу овладеть последовательностью
выполнения приемов в боевой схватке.

Ни в коем случае не следует называть все приемы схватки
до конца, так как запомнить их бойцу без действия оружием
очень трудно. Схватки с большим количеством приемов сле-
дует прорабатывать постепенно, добавляя в конце различные
внезапности.

Следует избегать часто встречающейся ошибки — разъяс-
нения бойцу своих действий, так как это является совершенно
лишним и ведет лишь к потере времени. Например, вместо
«колоть прямо, я отобью укол и буду колоть в правую часть,
отбить влево», следует командовать: «колоть прямо, отбить
влево», т. е. боец должен слышать от командира только свои
действия. Исключение составляют те случаи, когда коман-
дир обучает бойца действиям в зависимости от своих дейст-
вий, например: «на мою перемену соединения колоть с пе-
реводом»; здесь командир вынужден указать, что он будет
делать.

Вообще следует избегать разговорного изложения дейст-
вий бойца, а применять командное изложение, сокращая его
до минимума, но не в ущерб понимаемости. Несомненно, что
при ознакомлении с приемом, при его тактическом обосно-
вании, при объяснении техники и т. п. командир должен при-
менить разговорное изложение.

При наименовании отбивов особенно следует помнить о
том, что левая сторона командира для бойца является пра-
вой. Поэтому необходимо обращать внимание на то, чтобы
не перепутать наименования отбивов.

Для повышения технических навыков бойца целесообраз-
но сложные атаки и защиты строить из трех-четырех приемов,
с тем чтобы дать бойцу соответствующую тренировку в точ-
ном и правильном выполнении каждого из этих приемов.
Одновременно следует указать бойцу, что применение длин-
ных сложных атак при нападении на противника не всегда
является целесообразным: это облегчает последнему переход
в контратаку.

Для воспитания полноценного бойца-рукопашника, спо-
собного вести бой в любой обстановке и не только с одним
противником, но и с большим их количеством, командир дол-
жен при проведении обучения индивидуальным методом
максимально развивать у каждого бойца маневренность в бою
и умение вести бой с различными (по своей подготовке и дру-
гим качествам) бойцами. Это должно достигаться главным
образом проведением учебных боевых схваток и вольного боя
между двумя бойцами с предоставлением им права передви-
гаться по «полю боя» в любых направлениях и наносить уко-
лы (в пределах поражаемого пространства) в любые части тела
и с любой стороны.


БЛОК 1
 
 
 
БЛОК 2
 
 
 
Copyright © 2009-2010